Сюди не дійшли агітатори. Як голосують українські полярники в Антарктиді (рос.)

Сюди не дійшли агітатори. Як голосують українські полярники в Антарктиді (рос.)

Сюда не приезжают кандидаты с агитационными турами, здесь нет митингов, предвыборных билбордов и нет телевидения. Но есть избиратели. И можно с полной уверенностью утверждать, что явка на этом участке будет 100%. Научная антарктическая станция «Академик Вернадский» – самый удаленный избирательный участок Украины: отсюда до Киева 15 тысяч километров.

Как сообщили Фокусу в Национальном антарктическом научном центре, голосовать на станции будут 34 полярника – 11 членов постоянной экспедиции, так называемые зимовщики, которые работают в Антарктиде круглый год, и 23 ученых сезонной экспедиции, прибывшие в конце января.

«Конечно, мы интересуемся кандидатами в президенты, скачали с интернет-изданий отдельные публикации, обсуждаем новости. Но из-за отсутствия телевидения и перебоев с интернетом мы не ощущаем того накала предвыборных страстей, которыми, судя по всему, сегодня живёт Украина», – сообщил начальник станции Виктор Сытов, с которым Фокус связался с помощью электронной почты.

Антарктическая станция – спецучасток, избирательные процедуры в таком труднодоступном месте имеют свои особенности. Так, полярники используют не «живые» бюллетени, а их распечатанные скан-копии, которые присылает Центризбирком. «Задолго до дня выборов мы передаем копии паспортов полярников в ЦИК, и он фиксирует список лиц, которые будут голосовать на станции, а также утверждает состав избирательной комиссии. Голосование происходит точно так же, как на обычных избирательных участках. В самом большом помещении станции –  столовой – устанавливают кабинку для голосования и урну. Подсчет голосов происходит в присутствии всех участников экспедиции. Вся процедура фиксируется на видео. А протокол комиссии сразу же по интернету отправляют в ЦИК», – рассказывает Фокусу сотрудник НАНЦ Валерия Савченко, которая отвечает за оргвопросы, связанные с выборами  на «Академике Вернадском».

Бюллетени и протокол опечатывают и передают с оказией на «большую землю». Иногда такую «бандероль» из Антарктиды ЦИК получает через месяц, а, бывает, почти через год. «Как правило, бюллетени доставляют в Киев в апреле, когда происходит ротация экспедиции. Если выборы состоялись осенью, то ЦИК получит документы лишь весной следующего года, – объясняет Валерия Савченко. – В любом случае, с мая по январь попасть на станцию крайне сложно, а зачастую просто невозможно – все морские пути блокированы льдами».

О находчивости полярников, которые из подручных средств изготовили кабинку и урну для голосования, поведал Фокусу черкасчанин Николай Старинец, рекордсмен антарктических экспедиций – на станции он «зимовал» восемь раз. «Большой обеденный стол мы переворачиваем, ставим вертикально, укрепляем, завешиваем тканью – вот и получается кабинка, – рассказывает Старинец, который последний раз голосовал на станции в 2014 году. – Урну, которая должна храниться на станции с предыдущих выборов, мы не нашли, поэтому соорудили новую, из толстого стекла. Для удобства решили сделать так, чтоб она разбиралась и собиралась, как конструктор. 31 марта ею воспользуются наши коллеги, которые работают на «Академике Вернадском».

По словам Старинца, никогда, даже в самые мрачные времена, руководство Антарктического центра или кто-либо из вышестоящего начальства в Киеве не пытался намекнуть полярникам, как «правильно» голосовать. «В 2004 году, когда в пользу Януковича был задействован жесткий админресурс, станция «Вернадский» была единственным участком, где все 100% избирателей проголосовали за Ющенко», – говорит нынешний директор НАНЦ Евгений Дикий.

Впервые возможность реализовать своё избирательно право на антарктической станции полярники получили в 1998 году. Напомним, что  первая украинская антарктическая экспедиция начала работу на «Академике Вернадском» в феврале 1996 года.

Елена Зварыч (Фокус, 15.03.2019)